18 июня 2025 года состоялся 62 Юбилейный, постоянно действующий научный симпозиум, посвященные 10-летию со дня начала их проведения на тему: Искусственный интеллект в образовании: опыт, приоритеты, проблемы и перспективы, организаторами которого выступили: Академия компьютерных наук, Университет Евразийского экономического сообщества, Институт цифрового образования, Университет Фёдора Конюхова, Ассоциация электронного обучения.
Члены президиума научного семинара:
Карпенко Михаил Петрович, доктор технических наук, профессор.
Письменский Геннадий Иванович, доктор исторических наук, доктор военных наук, профессор.
Карпенко Ольга Михайловна, доктор педагогических наук, кандидат экономических наук, доцент.

Академическую аудиторию научного мероприятия представляли: академики, члены-корреспонденты, доктора и кандидаты наук, профессора, доценты и молодые учёные, аспиранты и студенты, а также руководители общественных организаций.
Научный симпозиум открыл Президент Академии компьютерных наук Карпенко Михаил Петрович.

С приветственным словом в адрес участников мероприятия выступил Вице-президент Российской академии естественных наук, доктор технических наук, профессор Утямышев Ильдар Рустамович.


В деятельности симпозиума приняли участие около 120 представителей образовательных и научных организаций из различных регионов Российской Федерации.
С докладами выступили:

Роберт Ирэна Веньяминовна, заведующий лабораторией информатики и информатизации образования Института содержания и методов обучения, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, основатель и руководитель Научной школы РАО «Информатизация образования», Москва.
Тема выступления: «Искусственный интеллект в образовании: педагогико-технологические приоритеты».
Несмотря на многоаспектность темы важное направление в докладе отведено внедрению искусственного интеллекта в образовательный процесс. Отмечено, что существуют определённые приоритеты создания образовательных ресурсов с помощью технологий искусственного интеллекта для предметных областей, которые могут повысить эффективность освоения студентами различных дисциплин. При этом указывалось на необходимость баланса между инновациями и традиционными методами обучения для успешной интеграции искусственного интеллекта в образовательную сферу.

Карпенко Михаил Петрович, директор Института цифрового образования, доктор технических наук, профессор, г. Москва.
Тема выступления: «Трансформация дидактики. Возникновение гибридного интеллекта, как этап создания ноосферы».
Особое внимание участников симпозиума привлекли вопросы трансформации дидактики, как нового состояния биосферы, которое, по учению В.И. Вернадского, формируется под влиянием человеческой деятельности и научной мысли. Эти процессы связаны через цифровую трансформацию дидактики и формирование гибридного интеллекта, который, в свою очередь, становится элементом ноосферного интеллекта – коллективного разума цивилизации. Гибридный интеллект – это система, которая объединяет искусственный и человеческий интеллект для решения сложных задач. Он сочетает преимущества обоих типов интеллекта, позволяя решать задачи, непосильные для одного из них.

Письменский Геннадий Иванович, ректор Университета Евразийского экономического сообщества, доктор исторических наук, доктор военных наук, профессор, г. Москва.
Тема выступления: «От научно-методологических семинаров по информатизации образования к симпозиумам по цифровой трансформации образования и науки». Доклад посвящен 10-летию начала проведения научных симпозиумов в сотрудничестве между Академией компьютерных наук и Академией информатизации образования, в котором рассмотрены биография, достижения, научная деятельность и увлечения двух основателей научно-методологических семинаров Карпенко М.П. – президента Академии компьютерных наук и Ваграменко Я.А. – президента Академии информатизации образования (до 11 ноября 2017 г.).

Сердюков Владимир Иванович, профессор кафедры прикладной математики Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, старший научный сотрудник НИИ проблем непрерывного образования Института цифрового образования, доктор технических наук, профессор, г. Москва.
Тема выступления: «Искусственный интеллект в образовании: технический и технологический аспекты»
В докладе рассмотрены три основных компонента искусственного интеллекта и проблемные вопросы их использования в образовании, а именно:
Алгоритмы, в том числе моделей цифровых двойников, машинного обучения, их обеспечения необходимыми данными и пр.
Данные, включая всё, что связано с их фиксацией, сбором, обработкой, накоплением, обновлением, формированием в базы знаний и правил, хранением и использованием в расчётах, в том числе в части выявления и анализа цифровых следов объектов наблюдения.
Вычислительные мощности, которые характеризуют ресурсы ИИ по обработке информации и расширению горизонта прогнозирования и управления.
В открытой дискуссии подвели итоги преимущества внедрения искусственного интеллекта в образование: повышение качества преподавания, увеличение мотивации и интереса обучающихся, адаптации под знания каждого и пр. Отмечено, что интеграция искусственного интеллекта в образование открывает новые перспективы для улучшения учебного процесса. Следовательно, искусственный интеллект – инструмент с огромным потенциалом, открывающим новые возможности для развития образования и создания индивидуального подхода к каждому обучающемуся.
Ссылка на видеозапись научного симпозиума.